Пресс центр

Студенты рассказали Помощнику Президента, что они думают о ЕГЭ

Участники молодежного движения "Юношеская восьмерка" представили помощнику Президента РФ Аркадию Дворковичу свои предложения по повышению эффективности системы реализации Единого Государственного Экзамена.

Предложения "Юношеской восьмерки" будут рассмотрены членами недавно созданной Комиссии при Президенте России, в числе которых - руководитель администрации Президента Сергей Нарышкин, помощники Президента - Аркадий Дворкович и Джахан Поллыева, министр Образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова,  ректоры МГУ, СПбГУ и МГИМО - Виктор Садовничий, Николай Кропачев, Анатолий Торкунов и другие.

"Мы уверены, что прямой диалог между теми, кто принимает решение, каким будет ЕГЭ, и теми, кто непосредственно в нем участвует, позволит более эффективно провести работу по совершенствованию системы ЕГЭ с одной стороны, и будет способствовать улучшению отношения к ЕГЭ в обществе с другой", - отметили авторы проекта, участники "Юношеской восьмерки". Поэтому в основу их рекомендаций легли результаты исследования мнений выпускников школ, старшеклассников и учителей из разных регионов нашей страны.

По результатам обработки свыше двухсот анкет из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики и республики Северная Осетия-Алания, выявлено, что 75% учеников старших классов относятся к ЕГЭ отрицательно, 70% выпускников, прошедших процедуру экзамена – положительно, а среди учителей средней школы мнения делятся примерно поровну.

Среди основных преимуществ Единого Государственного Экзамена большинство анкетируемых выделили такие аспекты, как:

  • Единый Экзамен одновременно является и выпускным, и вступительным экзаменом.
  • ЕГЭ снижает коррупцию на уровне приемных комиссий в ведущих ВУЗах.
  • Требования и процедура сдачи едины для всех выпускников.
  • Упростились процедуры подачи документов в ВУЗы страны.

К достоинствам новой системы так же относится тот факт, что у абитуриентов из удаленных регионов и из крупных городов теперь действительно появились равные шансы на поступление в ведущие ВУЗы благодаря независимой и объективной оценке знаний.

Среди основных недостатков новой системы респонденты отметили:

  • Нарушения процедуры проведения экзамена на местах.
  • Отсутствие стандартизированных методических пособий для подготовки к ЕГЭ.
  • Отсутствие прозрачной и понятной шкалы перевода первичного балла в тестовый.
  • Некорректность некоторых формулировок и заданий в контрольно-измерительных материалах.
  • Несовершенство процедуры подачи апелляций.
  • Упразднение устной части на экзаменах по иностранным языкам.

К недостаткам системы ЕГЭ в широком смысле также относится отмечаемое отсутствие во многих школах адекватной системы подготовки к экзаменам по предметам и в целом скорее негативное восприятие ЕГЭ в обществе. В ходе приемной кампании 2009 года выявилась и проблема отсутствия четко регламентированного квотирования мест в ВУЗах для поступления льготных категорий граждан.

Координаторы проекта Глеб Никитин и Роман Чуков, а также ведущий аналитик проекта Александр Родимцев проанализировали мнения и пожелания своих сверстников и педагогов и сформулировали ряд рекомендаций, реализация которых позволит, по мнению "Юношеской восьмерки", усовершенствовать систему проведения и оценки ЕГЭ.  В частности, для снижения количества нарушений процедуры проведения экзамена на местах предложено:

  • Обеспечить пункты проведения экзаменов оборудованием для блокирования сигнала сотовой связи, возможно, во взаимодействии с операторами сотовой связи или органами правопорядка.
  • Разработать правила поведения педагога-экзаменатора, которые бы регламентировали его действия во время экзамена (постоянное перемещение по классу, внимание к поведению экзаменуемых и т.п.), и обеспечить контроль за соблюдением этого регламента.

Для обеспечения качественной подготовки учащихся к ЕГЭ - лицензировать издания, рекомендованные для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (за основу для получения лицензии взять соответствие сборников нормам ФИПИ, возможно создание ГОСТа для подобной литературы).

Участники "Юношеской восьмерки" также считают необходимым вернуть устную часть ЕГЭ по иностранным языкам, так как без нее оценка владения иностранным языком теряет объективность.

Во избежание неопределенности в приемных комиссиях ВУЗов, по их мнению необходимо:

  • Использовать общую базу данных по поступающим, позволяющую приемным комиссиям ВУЗов своевременно получать информацию о подаче оригиналов документов абитуриентами в другие ВУЗы.
  • Установить квоты на количество бюджетных мест для льготных категорий граждан, имеющих право поступать вне конкурса (при наличии большего числа заявлений от льготных категорий - поступление по конкурсу в рамках квоты), и ввести правило о передаче в общий конкурс мест из установленных квот в случае отсутствия претендентов из льготных категорий граждан.
  • Создать нормативный документ, который бы строго определял соответствие профиля заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников профильным предметам вступительных испытаний в ВУЗах.

Аркадий Владимирович Дворкович высоко оценил аналитическую работу непосредственных "пользователей" ЕГЭ и предложил "Юношеской восьмерке" развить представленные предложения, уделив особенное внимание системе проверки результатов тестирования.

Соответствующие дополнения были внесены в проект, текст которого доступен по адресу http://j8club.ru/375
Вы можете также скачать проект в формате doc.

"Оценка отношения непосредственных участников к Единому Государственному Экзамену и предложения по его совершенствованию" - не первый аналитический проект, подготовленный российской "Юношеской восьмеркой" для Администрации Президента и Минобрнауки РФ. В апреле 2009 года был разработан проект предложений по развитию концепции "Наша новая школа". Глеб Никитин представил его также и в Государственной Думе. В июне 2009 года "Юношеская восьмерка" внесла свои предложения по развитию государственной программы "Толерантность", а в августе, в ходе визита А.В. Дворковича и А.А. Фурсенко в ВДЦ "Орленок", где проходила специальная смена для участников "Юношеской восьмерки", высокопоставленным гостям был представлен один из самых масштабных проектов - "Оценка эффективности Приоритетного национального проекта "Образование".

"Юношеская восьмерка" -  молодежное движение, организованное российскими участниками саммитов "Юношеской восьмерки" (Junior 8 Summit) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. "Юношеская восьмерка" реализует аналитические, образовательные, культурные проекты, направленные на развитие активной гражданской позиции, конструктивного патриотизма и толерантности в молодежной среде, поддержку талантливых молодых россиян, формирование позитивного имиджа России на международном уровне. Подробнее - http://www.j8club.ru

Организация интервью с участниками "Юношеской восьмерки", дополнительная информация:
Координатор информационного центра проекта "Юношеская восьмерка в России"
Евгения Синепол
тел.: + 7 (911) 256-55-04
e-mail: info@juniorg8.ru


27.10.2009

к списку пресс релизов